Беспилотное движение: насколько востребованы поезда-автоматы и где их можно ждать?

Международный железнодорожный салон, который пройдет в Щербинке с 26-29 августа.

Российские разработки в области беспилотного подвижного состава на несколько лет опережают аналогичные проекты западных компаний. Беспилотная «Ласточка» уже прошла более 5 тыс. км по МЦК, комплекс постоянно дорабатывается и совершенствуется. Участники панельной дискуссии «Беспилотные поезда: реальность или мечта?» отметили высокий уровень готовности российской системы, провели сравнение с аналогичными разработками в Европе. В то же время оценка уровня востребованности и необходимости повсеместного внедрения существенно отличается: участники обсуждения разделились на сторонников полной автоматизации и ограниченного применения систем автоведения.

Павел Попов, заместитель генерального директора, АО «НИИАС»:

— Программа беспилотного движения реализуется нами с 2017 года. На сегодняшний день электропоезд Э2СГ «Ласточка» GoA3+ проехал более 5 тыс. км по главным путям Московского центрального кольца. Реализованы прототип полнофункциональной системы автоматического управления беспилотным движением, интеграция с системой безопасной посадки пассажиров, стационарными комплексами обнаружения препятствий. Дальность обнаружения объектов достигает 600 м, реализована автоматическая система очистки сенсоров.

В ближайших планах, на горизонте 2022 года, — доработка и гармонизация нормативных актов. Так, анализ действующей нормативной базы РФ не выявил прямых запретов на работу в автоматическом и дистанционном режиме. В то же время необходимо получить ряд сертификатов соответствия, снять косвенные нормативные ограничения, внести изменения в ПТЭ и некоторые другие документы. Анализ разработок, которые ведут структуры компаний «Сименс», SNCF, DB, показывают, что Россия опережает ближайших конкурентов на несколько лет. В то же время и в Европе, и в России нет единого видения проблемы и нет уверенности в том, что нужно стремиться к полному отказу от участия человека в управлении поездами.

Карлссон Шолль, вице-президент подразделения «Городской транспорт» компании «Сименс Мобильность»:

— Мы ведем работы над автоматическими системами, и уже на сегодняшнем этапе можно выделить как их безусловные плюсы, так и недостатки. Положительный эффект — это снижение эксплуатационных расходов за счёт уменьшения износа и потребления энергии, повышение безопасности вследствие исключения человеческого фактора, человеческих ошибок. Недостатки — это высокие капитальные затраты, длительный срок внедрения, экономическая выгода, которая достигается только при реализации крупномасштабных проектов. Наконец, существует зависимость: чем более открытый и неконтролируемый железнодорожный путь, тем сложнее и дороже система беспилотного управления поездом.

Андрей Романчиков, управляющий директор по развитию интеллектуальных систем управления, АО «Трансмашхолдинг»:

— Нужно разобраться, от кого исходит запрос на устранение машиниста из кабины. Я иронизирую, но что вам сделал машинист, что вы хотите от него избавиться? Чем помешал человек, который работает в сложнейших условиях, обеспечивая безопасное, бесперебойное движение? На своем уровне мы видим предпосылки и возможности для беспилотного движения в контролируемой среде: это метрополитен, маневровый, промышленный парки. Что касается магистральных путей, пригородного транспорта — эффект от беспилотного транспорта не очевиден или просто не виден. Но в то же самое время нужно договориться о терминологии и разделять понятия «беспилотное движение» и «системы автоведения». Последнее — это то, что мы активно реализуем на нашем производстве, то, без чего сейчас уже не обходится современный подвижной состав.

В подмосковной Щербинке с 26 по 29 августа проходит юбилейный салон «PRO//Движение.Экспо». В мероприятии принимают участие представители из 25 стран, 38 официальных делегаций, 154 экспонента, планируются выступления более 100 спикеров.

Ключевая тема как деловой программы, так и всей выставки — «зелёные» технологии и перспективы железнодорожного транспорта в мире, где экология стала главным фокусом деловой повестки.

«Железные дороги занимают первое место по уровню экологичности в России», — подчеркнул генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров в своём обращении к участникам салона.

Салон «PRO//Движение.Экспо» — уникальное мероприятие, единственная в мире профильная выставка, объединяющая статическую и динамическую экспозиции: последние разработки можно увидеть в действии на испытательном полигоне ВНИИЖТ.

В этом году главным пунктом программы динамических показов станут демонстрационные поездки электропоезда Э2СГ «Ласточка» без участия машиниста. В течение четырёх дней состав будет регулярно совершать демонстрационные поездки с пассажирами полностью в беспилотном режиме. По словам представителей АО «НИИАС», принимающего непосредственное участие в разработке основных компонентов комплекса, технологические решения, применённые при создании системы автоматического движения, не имеют аналогов в мире и опережают аналогичные разработки зарубежных компаний на несколько лет.

Международный железнодорожный салон «PRO//Движение.Экспо» ведёт свою историю с 1971 года, когда на базе ВНИИЖТ прошла международная железнодорожная выставка «Подвижной состав». Салон «PRO//Движение.Экспо» включён в официальный план мероприятий Года науки и технологий, который был учреждён указом президента Российской Федерации. Этот год также объявлен Годом железных дорог в Европе.