Главные события деловой программы международного салона PRO//Движение.Экспо

В PRO//Движение.Экспо приняли участие представители 32 стран, 700 предприятий, количество участников ежедневно в деловые будни составило порядка 6 тысяч человек. Количество посетителей Дня открытых дорог превысило 30 тысяч человек. На выставке в рамках салона свои разработки и технологии представили 212 экспонентов из Австрии, Республики Беларусь, Швейцарии, Китая, Чешской Республики, Германии, Франции, Италии, Польши, Румынии, России. Программа охватила все аспекты деятельности рельсового транспорта: от пассажирских перевозок в отдаленных уголках страны, до «тесноты» российского рынка и готовности отечественных железнодорожников начинать экспортную экспансию. Одни из главных пунктов программы – беспилотная «Ласточка», прямая дорога в Австрию и автобусы на рельсах, которые могут радикально изменить транспортную доступность отдаленных регионов.

 

Цифры вместо машинистов

Полностью автоматический пассажирский поезд: открытие PRO//Движение.Экспо прошло под знаком цифровизации, которая перешла из разряда концепта в категорию рабочих инструментов. До начала деловой программы глава Российских железных дорог Олег Белозеров с почетными гостями выставки совершил пробную поездку на уникальном составе. VIP-персоны проехали по кольцу испытательного полигона на «Ласточке» без машиниста. Составом управлял искусственный интеллект, а человеческий лишь наблюдал за развитием ситуации.

«Сегодня исторический день для Российских железных дорог – мы вплотную подошли к беспилотной технологии. Хочу сказать спасибо всем разработчикам: мы здесь применяем только российские системы. Более того, могу сказать, что мы опережаем наших зарубежных коллег на год. ОАО «РЖД» стремится к внедрению технологии беспилотного вождения, прежде всего, потому что это обеспечит повышенный уровень безопасности и надежности перевозок, особенно пассажиров,» – заявил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, совершив пробную поездку на беспилотном составе.

Темой состоявшегося после этого пленарного заседания также стали беспилотные поезда, тонкости юридического определения искусственного интеллекта и разделения ответственности при его применении.

 

Соглашения: BIM по стандарту и совместное развитие скоростных дорог с Германией 

Ускорение государственной экспертизы, стандартизация BIM, совместное с Германией развитие высокоскоростных дорог – в первый день работы салона пространства 1520 PRO//Движение.Экспо состоялось подписание ряда значимых  документов.

ОАО «РЖД» и ФАУ «Главгосэкспертиза России» подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на оптимизацию сроков прохождения государственной экспертизы проектной документации и внедрение технологии информационного моделирования (BIM) при экспертизе инфраструктурных объектов, реализуемых ОАО «РЖД».

Также компания «РЖД» подписала меморандум о сотрудничестве с «Немецкой инициативой по развитию высокоскоростных железнодорожных магистралей в России». Документ предусматривает порядок сотрудничества при проектировании, финансировании и реализации высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

Заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев и ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны намерены реализовывать совместные инновационные, научно-технические и образовательные проекты в области технологий машинного обучения, когнитивных технологий, создания интеллектуальных систем технического зрения.

ОАО «РЖД» и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого подписали соглашение о сотрудничестве в сфере реализации инновационных научно-технических проектов в области цифрового проектирования и моделирования, создания виртуальных испытательных полигонов, «цифровых двойников» изделий и производственных процессов.

 

1520 до Вены: австрийские железные дороги готовы продлевать нашу колею в Европу 

Построение глобального транспортного коридора, который бы связал Китай с Центральной Европой – задача, которая полностью укладывается в стратегическую цель России по кратному увеличению объемов транзитных грузов. Глава Австрийских железных дорог, генеральный директор ÖBB - Holding AG Андреас Маттэ, выступая на форуме PRO//Движение.Экспо, заявил: работа в этом направлении активно ведется.

«Мы можем связать российскую промышленность, где есть множество интересных ноу-хау, и австрийскую. Что касается продления широкой колеи до Центральной Европы, до Вены, то мы сейчас активно этим занимаемся. Таким образом можно связать Китай и Европу гораздо более эффективно», – уверен Андреас Маттэ.

По мнению председателя Российско-Австрийского делового совета, первого заместителя генерального директора ГК «Ростех» Владимира Артякова, сегодня австрийские партнеры подтверждают: несмотря на многие внешние факторы, они держат курс на дружбу с Россией, а также на деловые партнерские отношения которые проверены временем.

«Россия крайне заинтересована в создании современных транспортных коридоров. Мы понимаем: азиатские регионы сегодня развиваются крайне активно и логистические отношения между Европой и Азией, двумя большими развитыми территориями, крайне важны.  И как раз Россия может выступать тем интегратором, который в этом поможет»,   –  уверен Владимир Артяков.

 

Железные дороги: в каком направлении развиваться? 

Участники форума поделились своими представлениями о главных направлениях развития железнодорожного транспорта.

Генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа заявил, что самым важным направлением развития в железнодорожной отрасли является равномерный рост всех цифровых технологий. 

«Необходима система трансфера технологий. На мой взгляд, самая большая проблема – это организация взаимодействия технологических лидеров. Ключевая задача – обеспечивать связь между ними и обмен технологиями друг с другом. Делать это необходимо», – сказал Кирилл Липа. 

По мнению генерального директора АО «Синара-Транспортные машины» Виктора Леша, приоритет в развитии нужно отдавать высоким скоростям. 

«Когда мы будем двигаться быстрее, вся отрасль будет думать быстрее, перемещать людей быстрее, стыковать проекты быстрее. Высокие скорости серьезно поднимут уровень запроса от нашего главного заказчика», – считает Виктор Леш.

 

Автобус выходит в рельс

На выставке PRO//Движение.Экспо ТМХ (АО «Трансмашхолдинг») продемонстрировал новейшую разработку – рельсовый автобус РА-3. Он эффективен для пригородных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных участках железных дорог.

РА-3 стал быстрее предшественников: конструкционная скорость увеличилось со 100 км/ч до 120 км/ч, в трехвагонном исполнении предусмотрено 229 сидячих мест. Основная составность — два вагона, но с 2020 года она может увеличиться до трех вагонов.

Опытный образец был изготовлен в феврале 2019 года, прошел испытания и получил сертификат, три рельсовых автобуса уже отправлены для эксплуатации на Сахалин. До конца 2020 года 23 рельсовых автобуса получит Центральная пригородная пассажирская компания (Центральная ППК).

 

Пассажирские вагоны: один в двух 

В рамках деловой программы Международного железнодорожного салона PRO//Движение.Экспо состоялось вручение Тверскому вагоностроительному заводу (АО «Трансмашхолдинг») сертификата соответствия на сцеп некупейных вагонов модели 61-4516 и сцеп купейных вагонов модели 61-4517. Полученные сертификаты соответствия дают предприятию право начать серийное производство принципиально нового пассажирского подвижного состава.

Сцеп – это модуль, в котором помещения и рабочие зоны распределяются между двумя вагонами. Например, купе проводника есть только в одном из двух вагонов, также есть возможность выделить общие зоны отдыха, создав своеобразные фойе. Система позволяет выйти на принципиально новый уровень комфорта междугородних перевозок, который был недоступен при классическом, «одновагонном» формировании составов.

 Как отмечают в компании, двухвагонные сцепы разработаны впервые в истории российского транспортного машиностроения. По словам руководителя технического управления Дирекции по развитию пассажирского транспорта АО «Трансмашхолдинг» Михаила Куприянова, на салоне состоялась широкая премьера  нового подвижного состава.

«Первый раз в пассажирского вагоностроении применено решение, когда два пассажирских вагона объединяются в один сцеп. В одном вагоне есть купе проводника и служебные помещения, а в другом - зоны общего пользования, где можно установить кофемашины, вендинговые аппараты, микроволновки», – сказал Михаил Куприянов.

Он подчеркнул, что данные всех систем диагностики выводятся в вагон проводника. Он может контролировать работу двух вагонов. При этом, если из таких вагонов целиком формируется весь состав, то всю информацию о состоянии вагонов можно вывести в штабной вагон.

«Штабной вагон будет вне сцепов, в нем есть все необходимое радиооборудование, появилась возможность перевозки не одного человека с ограниченными возможностями, а двух. Из штабного вагона можно управлять всеми системами поезда», – сказал Михаил Куприянов.

Он рассказал, что вагоны представленного модельного ряда условно называются «Вагон 2019», название приурочено к срокам выхода этих вагонов в обращение.

«Реализация этих вагонов намечена на этот год. В сентябре планируется приемка этих вагонов заказчиком, в октябре они уже могут поступить в эксплуатацию», – уточнил Михаил Куприянов.

В АО «Трансмашхолдинг» отметили, что производство вагонов нового модельного ряда будет осуществляться в рамках долгосрочного контракта, заключенного между АО «ФПК» и ОАО «ТВЗ» в феврале 2019 года на период до 2025 года.

 

30 процентов экономии на проектировании: перспективы цифровизации железных дорог 

Модульное проектирование и цифровизация – эти темы обсуждались на стратегической сессии «PRO Железнодорожную технику: подвижной состав будущего».

Заместитель генерального директора - главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев отметил, что цифровые технологии не только стали привычными и вступили в стадию промышленной эксплуатации, но и позволяют экономить существенные средства. 

«Это позволило конструкторским центрам совершенно по-новому проектировать и компоновать подвижной состав, учитывая пожелания пассажиров. Если говорить с точки зрения владельца актива, цифровые технологии позволили нам существенно изменить экономику, сокращая до 30 процентов затрат», – сообщил Сергей Кобзев

Он подчеркнул, что с переходом на цифровые технологии связано изменение инжиниринга и «новое проектирование».

В свою очередь, заместитель генерального директора по техническому развитию АО «Трансмашхолдинг» Александр Ермонский рассказал, что компания видит несколько базовых точек в создании подвижного состава будущего. 

«С точки зрения будущего подвижного состава мы смотрим на четыре основных аспекта: повышение эффективности комплекса, уменьшение стоимости на всем сроке службы, платформенный принцип проектирования, цифровизация и экологичность», - сказал Александр Ермонский. 

 

РЖД готово начинать экспансию на зарубежные рынки 

Российская железнодорожная отрасль готова расширять свое присутствие на зарубежных рынках, как в сегменте перевозок, поставок техники, так и при реализации крупных инфраструктурных проектов. Российский экспортный центр реализует целый комплекс мер поддержки, призванных облегчить отечественным компаниям выход на западных партнеров. Управляющий директор по клиентской работе АО «ЭКСАР» (структура Российского экспортного центра) Максим Кобин рассказал о мерах, которые принимаются к поддержке производителей, в том числе железнодорожной техники.

«Мы в этом году запустили программу «Корпоративная поддержка конкурентоспособности". Если ранее все меры были разрозненные, содержались   в разных документах и приказах, то сейчас они объединены в один инструмент.  И мы можем систематизировать все меры поддержки, которые требуются компаниям, выходящим на экспорт своей продукции», – сказал Максим Кобин.

По его словам, туда будет включаться не только субсидирование процентных ставок по кредитам, но и транспортные субсидии, поддержка в сертификации и аналогизации продуктов.

«Работает принцип «одного окна», чтобы экспортерам было удобно выходить на международный рынок», – уточнил Максим Кобин.

Максим Кобин добавил, что у Российскими железными дорогами у АО «ЭКСАР» действует большая программа сотрудничества, которая будет расширяться.

По словам первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Александра Мишарина, российский рынок уже мал для отечественных предприятий.

 «У нас появились крупные компании-производители подвижного состава, два крупнейших машиностроительных холдинга. Но сегодня ситуация такова, что даже такой большой рынок становится мал для нашего машиностроения. Он мал и для компании Российские железные дороги, которая сегодня претендует на роль международного холдинга», – отметил Александр Мишарин.

По его словам, зарубежный бизнес является для компании такой же важной частью, как и внутренний, он генерирует 21 % выручки компании.

«Сегодня мы можем предлагать комплексную услугу, которая будет включать в себя не только подвижной состав, но и модернизацию инфраструктуры, и другие комплексные решения. В этом состоит наше преимущество», – пояснил Александр Мишарин.

В качестве примера он привел комплексную реконструкцию железных дорог Сербии, которые буквально за три года из приходящей в упадок системы преобразились в одно из ведущих транспортных предприятий Восточной Европы как в пассажирском, так и в грузовом сообщении. Также Александр Мишарин обратил внимание на позитивное сотрудничество с Арменией, Кубой, Индией.

При этом он подчеркнул, что дорожная карта о порядке продвижения российской продукции, реализуемая при поддержке Российского экспортного центра, открывает хорошие перспективы для отечественных производителей.

 

Паровозы в PRO//Движении – самая ходовая часть экспозиции 

С первого дня PRO//Движение.Экспо начала работать динамическая экспозиция. Дважды в день локомотивы разных эпох устраивали настоящее театрализованное представление. Парад открывал уникум, паровоз серии «Ь», построенный в XIX веке и ставший первым полностью отечественным локомотивом.

Дальше в хронологическом порядке выступали ФД, водивший составы в годы Великой отечественной войны, Л, «Лебедь», П36, и «Генерал», самый последний пассажирский паровоз, выпускавшийся в нашей стране. Парадные выезды сопровождали репризы, иллюстрирующие соответствующее время: индустриализацию, войну, восстановление страны и строительство БАМа.