Углеродный налог в Европе, водородный поезд для Сахалина, «зелёный» статус РЖД и выгода от экологии: что несёт с собой борьба с выбросами

Международный железнодорожный салон, который пройдет в Щербинке с 26-29 августа.

€1,1 млрд — по предварительным оценкам, такую сумму будут платить российские поставщики ежегодно после введения Европой «углеродного налога», намеченного на 2026 год, и это лишь одна из комплекса экологических мер. Страны ЕС активно включились в борьбу с эмиссией парниковых газов и отходами, транспорт — ключевое направление. На круглом столе «Zero Waste. Экоамбиции как источник модернизации» участники дискуссии пришли к выводу, что РЖД, одна из самых экологически чистых транспортных систем мира, может выступить драйвером, локомотивом интеграции России в наиболее актуальные и прогрессивные мировые проекты.

Владимир Андреев, и.о. заместителя генерального директора — главного инженера, ОАО «РЖД»:

— ОАО «РЖД» разработало экологическую стратегию, рассчитанную до 2030 года. Она включает в себя задачи по внедрению единых стандартов, повышению энергоэффективности, минимизацию влияния производственной деятельности на территориях присутствия. С 2007 года реализуется комплекс мер, который уже дал результаты и перевыполнение целевых показателей, заложенных в программу изначально. Выбросы от стационарных источников сократились на 66% (план — 55%), передвижных — на 34% (план — 31,5%). Полностью прекращен сброс вод без очистки, на 83% отходов компании передается на переработку.

Дмитрий Аксаков, исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ.РФ:

— «Зелёные» технологии, устойчивое развитие — это логическая цепочка. Ее потребовало общество, услышали политики, а дальше стала развиваться индустрия агентств, проводящих оценку — появились финансовые инструменты. В России ОАО «РЖД» стало пионером по выпуску «зелёных» облигаций, и это определённый энтузиазм. Сейчас мы ждём выхода постановления правительства, утверждения единого стандарта для подобных займов, но уже можно говорить о том, что «зелёные облигации» — интересный и эффективный инструмент заимствования, их объём обращения в мире можно оценить в $1 трлн. Для компаний это означает получение не только репутационных, но и финансовых преимуществ. При «зелёных» займах экономия может составлять 15–25 базисных пунктов.

Александр Ширхубер (Alexander Schierhuber), генеральный директор, Breitspur Planungsgesellschaft:

— Существует несколько направлений работы, которые позволят снизить уровень выбросов. Одно из них — модернизация, кардинальное обновление подвижного состава, применение суперлёгких, модульных вагонов, работа над которыми уже ведётся. Но для нас, для Австрии, для Вены, как крупнейшего «сухого порта» Европы, наиболее перспективным является проект по продлению до Вены пространства 1520. Если гармонизировать колеи, привнести уровень экологичности российского железнодорожного транспорта в наше пространство, мы получим серьёзный эффект для экологии.

Александр Григорьев, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):

— В настоящий момент у «РЖД» безоговорочно лидирующие позиции по уровню экологичности среди мировых компаний. Есть определенные сложности с оценкой, далеко не все сети раскрывают достаточный объём информации. Но если вес, килограммы выбросов CO2 на 10 тыс. км приведённых тонно-километров, у «РЖД этот показатель будет равен 78 кг, а, скажем, у Union Pacific 125 кг, у Deutshe Bahn — 303 кг. Лидерство «РЖД» и наиболее полная, проработанная программа снижения воздействия на окружающую среду дают нашим дорогам серьёзные конкурентные преимущества.

Денис Карасев, генеральный директор центра перспективных технологий, АО «Трансмашхолдинг»:

— Наша компания ведёт работы по перспективным направлениям, локомотивам на газовом топливе. Есть определённые сложности, газ требует создания дополнительной инфраструктуры, дополнительных расходов. Это накладывает определённые ограничения. В работе находится проект гибридного маневрового локомотива ЭМКА2. К 2025 году планируется выпустить на линию опытный образец перспективного В-поезда — это система, построенная на водородных топливных элементах, смонтированных на рельсовом автобусе. Водородный поезд, согласно проекту, должен выйти на линии острова Сахалин, обеспечить местное сообщение.

В подмосковной Щербинке с 26 по 29 августа проходит юбилейный салон «PRO//Движение.Экспо». В мероприятии принимают участие делегации из 25 стран, 38 официальных делегаций, 154 экспонента, планируются выступления более 100 спикеров.

Ключевая тема как деловой программы, так и всей выставки — «зелёные» технологии и перспективы железнодорожного транспорта в мире, где экология стала главным фокусом деловой повестки.

«Железные дороги занимают первое место по уровню экологичности в России», — подчеркнул генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров в своём обращении к участникам салона.

Салон «PRO//Движение.Экспо» — уникальное мероприятие, единственная в мире профильная выставка, объединяющая статическую и динамическую экспозиции: последние разработки можно увидеть в действии на испытательном полигоне ВНИИЖТ.

В этом году главным пунктом программы динамических показов станут демонстрационные поездки электропоезда Э2СГ «Ласточка» без участия машиниста. В течение четырёх дней состав будет регулярно совершать демонстрационные поездки с пассажирами полностью в беспилотном режиме. По словам представителей АО «НИИАС», принимающего непосредственное участие в разработке основных компонентов комплекса, технологические решения, применённые при создании системы автоматического движения, не имеют аналогов в мире и опережают аналогичные разработки зарубежных компаний на несколько лет.

Международный железнодорожный салон «PRO//Движение.Экспо» ведёт свою историю с 1971 года, когда на базе ВНИИЖТ прошла международная железнодорожная выставка «Подвижной состав». Салон «PRO//Движение.Экспо» включён в официальный план мероприятий Года науки и технологий, который был учреждён указом президента Российской Федерации. Этот год также объявлен Годом железных дорог в Европе.